Словами атеист и безбожник изначально обозначали людей, которые отвергают государственные религиозные культы. При этом, такие люди уже в древности подразделялись на тех кто вообще не верит в богов, на тех, кто не верит, что боги вмешиваются в жизнь человека и тех, кто исповедуя других богов отказываются признавать богов официального культа. В первые века распространения христианства по статье за безбожее и святотатство, наряду с отвергающими всех богов, на казни и в тюрьмы шли первые христиане. С победой христианства, под статью за безбожее уже попали приверженцы культа древне-римских богов.
Поэтому, термин атеист (безбожник) носил скорее юридический характер.
Сами же люди, утверждающие отсутсвие богов атеистами себя не называли, а идентифицировали своё мировоззрение по философской школе, которую они представляли. Основанием для философа отвергать какое либо учение, является продуманная критика, и потому, отвержение религиозного культа сопровождалось критикой такового. Т.е., в древности, атеизм (в данном случае неверие в богов) был следствием филосовской критики религиозного культа и особенности определённых школ философии.
С 5 в до н.э до начала 20 века, неверие в богов преследовалось властями и активно критиковалась многими философскими школами, потому, единственным рычагом развития и сохранения неверия в богов было создание продуманной, ясной критики религиозного культа, которая бы оставляла свой отпечаток в умах людей. В результате, к настоящему времени, понятие атеизм утратило значения связанные с отрицанием государственных культов и стало плотно ассоциироваться с отсустствием веры в богов вообще и последовательной критикой религии.
Атеизм - отрицание и опровержение существования бога, отказ от религиозных верований. (
Ожегов, Словарь русского языка, 1990 г., стр.37
)
Это определение атеизма является базой для всех направлений философии, выводом из которых возможно неверие в богов. Однако, особенности критики религии и особенности философского направления, практикуемое атеистом, накладывают определённый отпечаток на восприятие самого атеизма последователями разных философуских школ.
В контексте конкретной философии можно дать расширенное определение атеизма и выделить следующие классы атеистов:
Атеист – с основй скептицизма
Атеист – с основой агностицизма
Атеист – с основой эпикуризма
Атеист – с основой материализма
Атеист - с основой гумманизма
Атеист – с основой марксизма - ленинизма
Поэтому, не стоит удивляться, если одни атеисты будут утверждать, что они верят в несущестование богов, а другие что не верят в несуществование богов, но считают существование богов весьма маловероятным. Что одни будут видеть причину атеизма, как отсечение излишних сущностей от картины мироздания, а другие по причине существования в мире зла.